Среда, 25 августа 2021 12:49

Участие в межрегиональной августовской конференции работников образования

Автор 

17 августа 2021 года состоялась очередная межрегиональная августовская конференция работников образования по теме «Качество образования как общенациональный приоритет».

В работе секции № 2 «Бурятский язык: семья, школа, общество» приняли участие специалисты Министерства образования и науки РБ - 2, Республиканского центра по развитию бурятского языка МОиН РБ - 4, ГАУ ДПО РБ «БРИОП» - 3, Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ - 3, методисты муниципальных органов управления образованием - 10; специалисты ГБУ РЦ «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности - 7, ФГОУ ВО «БГУ им. Д. Банзарова» - 5, ГБПОУ «БРПК» - 3, руководители общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций - 20, Государственной службы языкового перевода - 5, учителя-родноведы, учителя бурятского языка, воспитатели детских садов города Улан-Удэ (50), всех районов Республики Бурятия – 68. Всего 180 работников образования республики участвовали в данной педагогической конференции.

Следует отметить, что активное участие в секционной работе приняли учителя-родноведы всех районов школ республики.
С приветственным словом обратился к участникам конференции Баир Балданов, и.о. директора ГБУ РЦ «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

В своем выступлении Баир Балданов, исполняющий обязанности директора ГБУ РЦ «Бэлиг», представил педагогической общественности бурятоведов новую Государственную программу «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021-2030 годы».

Задачи Программы:
1. Формирование комплексности и системности в поддержке функционирования бурятского языка, его визуализации в информационно-коммуникационном пространстве, международное и межрегиональное сотрудничество в сфере его развития.
2. Внедрение бурятского языка в продукты интернет корпораций путём создания онлайн-словарей, онлайн-переводчиков и других ресурсов, расширение применения новых технологий в сфере обучения, информационного взаимодействия, поддержка создания интернет-сайтов.
3. Разработка и совершенствование методики обучения бурятскому языку, создание учебников и учебных пособий нового поколения.
4. Реализация мер по кадровому обеспечению развития бурятского языка.

Как отметил докладчик, в 2021 году на реализацию мероприятий Госпрограммы в Законе «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» с учётом последних изменений предусмотрено 63,5 млн. руб.

Баир Балданов подчеркнул, что основная цель программы - создание условий для сохранения, развития и повышения функциональности бурятского языка. Программа будет реализована в два этапа (I этап: 2021-2024 годы; II этап: 2025-2030 годы).
Необходимо отметить, что на педагогической конференции дан глубокий анализ современного состояния бурятского языка и литературы, перспективы их развития, пути совершенствования функционирования языка и литературы по вертикали: сад-школа-СПО- вуз – общество.

В своем выступлении первый заместитель министра образования и науки, председатель Комитета по науке и профессиональному образованию РБ Наталья Сандакова подчеркнула, что ключевой темой конференции является «Качество образования как общенациональный приоритет», а стратегической задачей – достижение нового качества в системе образования, ответственная роль в решении данной задачи принадлежит учителям бурятского языкам и литературы всех уровней по вертикали: сад-школа-СПО - вуз – общество.

Директор Федерального института родных языков народов Российской Федерации, профессор, д. филол. н. Лариса Маршева в своем выступлении «Родные языки и литература сквозь призму ответственного родительства» представила научное обоснование эффективности направления, психологию ее раскрытия и практические шаги по пути реализации.

Почетные гости конференции заместитель руководителя Администрации Агинского Бурятского автономного округа Забайкальского края, начальник Управления социальной сферы Билигма Будаева и начальник отдела по национальным языкам Управления по сохранению и развитию национальной самобытности Администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области Вероника Харбанова в своем приветствии участников конференции представили картину функционирования бурятского языка на их территории и пожелали творческой работы коллегам из Республики Бурятия.

Аркадий Дамдинов, депутат Народного Хурала РБ, Председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике общественным и религиозным объединениям 1) подчеркнул значимость бурятского языка в современном бурятском обществе, 2) рассказал о работе Комитета Народного Хурала по данным направлениям, 3) объявил о конкурсах, проводимых Народным Хуралом.

Аналитик отдела дошкольного и общего образования Комитета общего и дополнительного образования МОиН РБ Бэлигто Цырендоржиев коснулся вопроса современного состояния изучения бурятского языка в дошкольном, общем и дополнительном образовании Республики Бурятия. Также главный специалист Республиканского центра по развитию бурятского языка МОиН РБ, к. филол. н. Оюна Забанова проинформировала о состоянии изучения бурятского языка в учреждениях среднего и высшего образования Республики Бурятия.


Председатель Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофанова Татьяна Геннадьевна в своем докладе по теме «Бурятский язык в образовательном пространстве г. Улан-Удэ» в качестве решения проблемы функционирования бурятского языка в обществе выдвинула идею рассмотрения бурятского языка как государственного и призвала принять участие в этом специалистов всех уровней: ученых, организаторов образования, преподавателей и учителей.

Д. пед. н., проф. ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Сономбал Содномов в своем выступлении выдвинул на обсуждение и обосновал новый взгляд на обучение родной бурятской речи в детских садах республики: «Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке в ДОО как условие сохранения бурятского языка». К числу достоинств данной модели, по мнению д.п.н., проф. С. Содномова, относится создание монолингвальной речевой развивающей среды на бурятском языке в ДОО республики.

Александр Елаев, директор Центра сохранения и развития бурятского языка ФГБОУ ВО «БГУ им. Доржи Банзарова", д.и.н. вынес на обсуждение проблемы языковой политики на муниципальном уровне и задачах муниципальных программ на 2022-2027 гг. в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021-2030 гг.».

Директор Высшей школы бурятского языка и литературы Восточного института ФГБОУ ВО «БГУ им. Доржи Банзарова», к.полит.н., доцент Гарма-Ханда Гунжитова в своем докладе раскрыла возможности подготовки кадров в сфере бурятского языка на базе высшего образования.

Заведующий кафедрой бурятского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «БГУ им. Доржи Банзарова", к.филол.н., доцент Баирма Цырендоржиева остановилась о новых подходах к изучению бурятского языка в вузе, о роли университета в условиях глобальных вызовов.

Большой интерес у участников августовской конференции вызвала актуальная тема Лхамажап Зандыновой, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО «БРИОП» «О возможностях использования электронно-информационных ресурсов на уроках бурятского языка и литературы», в которой был представлен опыт использования Google – cервисов на уроках бурятского языка и литературы, были представлены примеры создания образовательных квизов, тестов при помощи интерактивных средств Classtime, Kahoot, создания литературных квестов в программе Learnis и т.д. Также были показаны первые результаты работы кафедры по внедрению цифровых образовательных технологий в обучении бурятскому языку в ДОУ. См.презентацию 

Учителя-родноведы республики приняли активное участие и выступили с докладами, в которых отражался их опыт работы.
Учитель бурятского языка МБОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ Баирма Ванжилова разработала новую интерактивную методику онлайн-тестирования для проверки знаний по бурятскому языку. Использование тестов, разработанных на сервисах https://videouroki.net/ и «Google Forms» (анкетирование, опросы, тестирование) на уроках бурятского языка в 5-9-ых классах основной школы, позволило Баирме Ванжиловой осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, осуществлять своевременную коррекционную работу в процессе преподавания, достоверно, мгновенно оценивать качество обучения и управлять им.

Учитель бурятского языка «Толтойской средней школы им. Ж.Е. Тулаева» Тункинского района, победитель Межрегионального конкурса «Эрхим багша-2020» Баирма Ахаржанова в своем докладе рассмотрела проблемы преподавания бурятского языка в условиях сельской малокомплектной школы, к числу которых относятся: слабая материально-техническая база учебных кабинетов, низкая скорость интернета, невостребованность знаний родного языка в сферах общественной жизни и т.д.

Туяна Тугутова, заведующий отделом научно-методической работы ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья» поделилась опытом работы по теме «Бурятский язык в среднем профессиональном образовании: состояние, проблемы тенденции».

Докладчик отметила, что основным направлением учебно-воспитательного процесса колледжа является всесторонний подход к формированию национальной ментальности через развитие вариативности и гибкости:
- образовательные программы по изучению бурятского языка, литературы и культуры;
- изучение традиционных искусств бурят, таких как чеканка, резьба по дереву, ковроткачество, пошив национальной одежды;
- проектирование различных тем по бурятскому языку, литературе и культуре: «Моя профессия», «Золотые россыпи бурятского фольклора», «Как прекрасен белый цвет!», «Моя профессия», «Энергия 5 элементов: воды, земли, железа, огня, дерева», «Традиции Сагаалгана» и т.д.

К. филол. н., педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Дом творчества «Форус» Советского района г. Улан-Удэ» Любовь Балдуева поделилась опытом работы (Особенности преподавания бурятского языка в системе дополнительного образования) в дополнительном образовании в изучении бурятского языка дошкольниками и школьниками МАОУ «СОШ 4», МБОУ «СОШ № 8» г. Улан-Удэ, посещающих данный «Дом творчества.

Следует отметить, что участники конференции, приглашенные гости в своих выступлениях синтезировали опыт работы, давали анализ, выдвигали гипотезы и путей решения поставленных задач.

Бурятоведы, участники межрегиональной августовской конференции, «Качество образования как общенациональный приоритет», приняли резолюцию, в которой отразили ближайшую и долгосрочную перспективу преподавания бурятского языка и литературы по вертикали: сад-школа-СПО- вуз – общество.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии