Понедельник, 08 июля 2013 23:20

Что придет на смену ЕГЭ



Реформа системы поступления в вузы, судя по всему, неизбежна: ЕГЭ не будет единственным критерием оценки знаний. О том, какие варианты возможны, рассуждает Сергей Петухов.

 

С будущего года правила поступления в вузы могут быть пересмотрены. На совещании с ректорами подведомственных вузов в понедельник министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что проходной балл в вузы может складываться из результатов ЕГЭ, средней оценки аттестата выпускника, а также успехов в спорте, творчестве и других внеучебных достижений учащегося.

Все это в совокупности будет назваться портфолио школьника, и содержимое этого "портфеля" станет пропуском в вуз.

Ливанов рассказал о новых правилах проведения ЕГЭ

 

Что это – публичное объявление "смертного приговора" ЕГЭ или очередная новация Минобрнауки, которая будет иметь серьезные последствия не столько для ЕГЭ, сколько для министра Ливанова?

Каким будет содержимое портфолио школьника

На ключевой вопрос – каким будет вес среднего балла аттестата по сравнению с результатами ЕГЭ во вступительном портфеле абитуриента? – ответа пока нет. Министр Ливанов обещает уточнить это и другие детали новых правил поступления в вузы до сентября.

Здесь возможны три варианта. Первый: это будет среднее арифметическое баллов по ЕГЭ и отметок в аттестате. Второй: ЕГЭ останется основным критерием, а средний балл в аттестате будет его лишь немного корректировать в ту или иную строну. И третий, наименее вероятный: упор будет сделан на аттестат, а результаты ЕГЭ будут на него лишь влиять, как раньше влияли оценки на выпускных экзаменах на годовую отметку и общую отметку по предмету в аттестате о среднем образовании.

 

Ливанов: правила поступления в вузы могут быть пересмотрены

То, что Ливанов называет "внеучебными достижениями" школьника, едва ли будут иметь решающее значение. Скорее всего, последует уточнение Минобрнауки, что эти достижения будут учитываться только при поступлении в профильные вузы. Например, звание мастера спорта – в физкультурных институтах, участие в математических олимпиадах – в инженерно-технических, и т.д.

Возможно, как раз в портфолио ученика найдет свое место комплекс ГТО, которые недавно предложил вернуть президент Владимир Путин. Но в любом случае, доля "внеучебных достижений" в портфолио выпускника вряд ли будет достаточно весомой, чтобы гарантировать ему поступление в вуз, однако достаточно важной: при так называемом "полупроходном балле" они могут сыграть роль "золотой акции".

Как портфолио повлияет на школу

 

Чем полезны скандалы с ЕГЭ

Каким бы ни был вес среднего балла аттестата в портфолио, новый подход в любом случае ломает сложившуюся в последние годы систему обучения в старших классах. Там процесс образования фактически уже свелся к натаскиваю на заполнение бланков контрольно-измерительных материалов (КИМов) будущего ЕГЭ, а в последние годы – еще и ГИА (аналога ЕГЭ для неполного среднего образования).

Несомненно воспрянут духом учителя, причем не только те, кто душой болеет за уровень знаний учащихся. Портфолио школьника возвращает школьным педагогам инструмент влияния на судьбу учащегося в виде отметки по их предмету в аттестате. Это, в свою очередь, может дать почву для развития коррупционной схемы в виде благодарности родителей за хорошую отметку их чаду.

 

Единый государственный экзамен

Пока нет и ясности в том, кто именно будет оценивать "внеучебные достижения" школьников. Но с большой вероятностью можно предположить, что эту функцию отдадут школьным педсоветам, что может создать еще один источник коррупции. Те, кто постарше, наверное, еще помнят, что вместе с аттестатом в приемную комиссию вуза они несли школьную характеристику, где как раз и были описаны их "внеучебные достижения" со знаком плюс или минус – в зависимости от их взаимоотношений с администрацией школы.

Как воспримут портфолио в вузах

Для вузов портфолио формально ничего не меняет. Точно так же, как баллы ЕГЭ, средний балл портфолио ставит их перед необходимостью зачислить того или иного абитуриента, то есть по-прежнему оставляет их в роли пассивной стороны, не имеющей права голоса. Поэтому, наверное, не будет слишком большой смелостью предположить, что борьба ректоров против ЕГЭ вплоть до полного его обесценивания продолжится.

 

Также вероятно, что представители вузов постараются вложить в портфолио школьника что-нибудь от себя. Вариантов тут масса: от вузовских олимпиад до участия в предметных кружках при вузах. Самый простой путь – возрождение советских "рабфаков".

Это были подготовительные, фактически "нулевые" курсы. При успешной сдаче выпускных экзаменов на них гарантировали зачисление на первый курс вне конкурса. А принимали эти выпускные экзамены преподаватели вуза. То есть выпускнику достаточно будет сдать свой портфолио на подготовительный факультет, а там его наполнят, чем нужно, уже вузовские преподаватели.

Победит ли ЕГЭ портфолио выпускника

 

200 слов про скандалы с ЕГЭ

О том, что ревизия ЕГЭ в том или ином виде неизбежна, сейчас в этом, наверное, мало кто сомневается. Уж слишком громкие скандалы сопровождают ЕГЭ в этом году, дело дошло до президента.

По словам Владимира Путина, 4 июня у него состоялась беседа насчет ЕГЭ с Дмитрием Ливановым, во время которой президент попросил министра "серьезно проанализировать выявляющиеся проблемы и предложить пути их решения". Но одновременно Путин публично заявил: "пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему". "В дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, прошу министерство образования вновь вернуться к этому вопросу", – распорядился президент.

Тем не менее, министр не стал ждать окончания ЕГЭ, а "вернулся к этому вопросу" самостоятельно. С аппаратной точки зрения это серьезное нарушение субординации. Если, конечно, министр не получил карт-бланш во время беседы с президентом. Если же это самодеятельность министра, то сейчас многое зависит от того, заметит ли это Путин или сделает вид, что не заметил. Но в любом случае, ЕГЭ в его прежнем виде, похоже, обречен. Так или иначе он будет реформирован.

Сейчас ЕГЭ состоит как бы из двух половинок. Одна касается школы, вторая вуза. Портфолио выпускника размывает его школьную половину. Если он будет введен, то ЕГЭ фактически превращается в формализованную и не самую удачную разновидность выпускного экзамена.

 

"Утечки есть и будут". Секреты организации бизнеса на ЕГЭ

Добить ЕГЭ в этой роли легче легкого. Достаточно инициировать обсуждение в обществе вопроса: чем подменили традиционный экзамен, формирующий у ученика способность мыслить и связно излагать свои мысли? Ведь трудно придумать что-либо более вредное для образования молодого поколения россиян, чем набивание ими руки к проставлению галочек в клеточках КИМов и овладение навыками угадывания, какой из четырех ответов верный.

Сложнее скомпрометировать вузовскую составляющую ЕГЭ, которая призвана обеспечивать социальную справедливость, создавая равный доступ к высшему образованию всем выпускникам. Но и с этим можно справиться, было бы желание. Начать принимать в вузы по результату портфолио, а потом добавить в него вступительные экзамены.

 

Утечки заполненных листов ЕГЭ: драка просвещения с прогрессом

Останется только попрощаться с ЕГЭ и потом жалеть о том хорошем, что в нем было – независимость и непредвзятость. Беда в том, что скандалы с неоправданно высокими результатами ЕГЭ в некоторых регионах и ЕГЭ-туризм вызвали сильное сомнение в этой непредвзятости.

При введении дополнительных критериев оценки эффект "ЕГЭ-кумовства" заметно снижается (для аналогичного результата придется подкупать всю школу и исправлять задним числом все отметки по всем предметам), а ЕГЭ-туризм и вовсе теряет смысл. Вот почему, наверное, стоит еще раз очень хорошо подумать, что нам делать с ЕГЭ.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать