Актуальность проекта. ФГОС ДО ставит сложные задачи: поддержать инициативу и интерес маленьких детей, развить коммуникативные, саморегулятивные и познавательные способности. Поставленные задачи могут быть реализованы, если процесс обучения будет познавательным и увлекательным, ребенок будет заниматься с удовольствием, усваивать информацию, развивать свои способности.
Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. В дошкольном учреждении формируется объективное представление о языках и культурах, поэтому важно с первых дней пребывания ребёнка в детском саду воспитывать у него уважение и интерес к бурятскому языку, в условиях билингвизма.
В процессе овладения бурятским языком у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение бурятским языком на элементарном уровне в дошкольных образовательных учреждениях выступают в качестве первой ступени. На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции.
Реализация данного проекта предполагает создание коммуникативных ситуаций для освоения языка, умения работать в зоне ближайшего развития ребенка, предлагая ему задачи и наглядные средства для их решения.
Цели проекта:
Создать условия для развития коммуникативных, саморегулятивных и познавательных способностей детей в процессе обучения бурятскому языку; воспитания у детей толерантного отношения к культуре бурят и контактирующих народов.
Объект исследования
Процесс обучения бурятскому языку и поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Методы исследования
Изучение нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы по теме эксперимента, маркетинг и мониторинг, рейтинг, изучение и обобщение опыта, моделирование, сравнение.
Участники эксперимента
Родители, дети, учителя бурятского языка ДОУ (Приложение №1. Список учителей бурятского языка, Приложение №2. Список детей. Приложение №3. Список родителей).
Организаторы эксперимента
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Руководитель проекта: доктор педагогических наук, Содномов Сономбал Цыденович.
Сроки выполнения проекта. Проект планируется выполнить в течение 4 лет. (2015-2016 уч.г., 2016-2017 уч.г., 2017-2018 уч.г.)
Общие особенности дошкольного образовательного курса «Алтаргана».
Дошкольный образовательный курс «Алтаргана» носит целостный и интегрированный характер, объединяя усваиваемые ребенком знания об окружающем мире предметного, нравственного, эстетического, культурного характера.
Содержанием обучения бурятскому языку становится «обучение жизни», то есть языковые знания интегрируются в доступном ребенку его жизненном контексте.
В процессе обучения ребенок постепенно переходит от «называющей» функции слова к восприятию целостных ситуаций и далее - к познавательной деятельности посредством бурятского языка, включая нравственную оценку событий и ситуаций.
В дошкольном образовательном курсе «Алтаргана» осуществляется не только языковое (речевое), но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое и мировоззренческое развитие, а также расширяется общий кругозор детей.
В воспитательно-образовательном процессе учитываются потребности ребенка в физической и игровой активности, личностном самовыражении, общении, самоутверждении, внимании к себе, поощрении и успехе. Создаются условия для межличностного взаимодействия воспитанников. Формируется готовность детей к обучению в школе.
Основные принципы построения дошкольного образовательного курса «Алтаргана». В соответствии с ФГОС ДО дошкольный образовательный курс «Алтаргана» на основе следующих принципов:
- поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательном курсе бурятского языка («разнообразие детства»);
- сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательном курсе бурятского языка;
- обогащение детского развития средствами дошкольного образовательного курса английского языка;
- создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;
- содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;
- приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, тоонто и республики в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;
- формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательном курсе бурятского языка;
- учет этнокультурной и социальной ситуации развития ребенка в образовательном курсе бурятского языка.
Специфика дошкольной образовательной программы курса «Алтаргана» состоит в том, что этот документ разрабатывается как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации с безусловной ориентацией на успех, индивидуализации развития каждого ребенка дошкольного возраста. Этим определяются основные характеристики дошкольного курса «Алтаргана», включая объем информации, содержание обучения и воспитания, организационно-педагогические условия образовательного процесса, а также планируемые результаты в форме целевых ориентиров и объектов контроля.
Образовательная среда курса «Алтаргана» для детей дошкольного возраста.
Образовательная среда дошкольного образования - это педагогическое пространство, наполненное содержанием образовательного курса, средствами его реализации и отношениями его участников в сфере образования.
Образовательная среда представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие дошкольника. Образовательная среда дошкольного образовательного курса «Алтаргана», спроектированная для детей дошкольного возраста, отличается гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приемами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса и поликультурным характером используемых материалов.
Содержание дошкольного образовательного курса «Алтаргана».
В отличие от привычных содержательных областей школьного образовательного курса, содержание дошкольного курса по бурятскому языку «Алтаргана» охватывает следующие сферы развития личности ребенка:
- коммуникативно-личностную;
- познавательно-речевую;
- художественно-эстетическую.
Соответствующее внимание и время на занятиях бурятским языком с дошкольниками уделяется их физическому развитию (паузы для физической активности, гимнастические упражнения, подвижные игровые задания).
Большое значение в содержании развивающего образовательного курса по бурятскому языку «Алтаргана» ФГОС дошкольного образования придает процессу социализации дошкольников, включая создание для них развивающей предметно-пространственной среды, организацию педагогически целесообразного опыта взаимодействия с взрослыми, семьей и другими детьми, а также формирование системы отношений ребенка к миру, другим людям и себе самому.
К содержанию программы образовательного курса «Алтаргана» для дошкольников относится:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, тоонто, республике;
- формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, среди людей, на природе);
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения на основе первичных ценностно-нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, физическая культура, закаливание, личная гигиена и полезные привычки и др.);
- развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Содержание программы образовательного курса «Алтаргана» для дошкольников направлено на развитие у детей первичных представлений о себе и других людях, социальных нормах и некоторых культурных традициях общения и поведения бурят и контактирующих народов, о явлениях и объектах окружающего мира, включая цвет, количество и размер, об отношениях между людьми, о мире природы и некоторых природных явлениях, о времени и пространстве, о своей тоонто, республике, о природе, погоде, временах года и климате.
Условия реализации программы «Алтаргана» (обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку).
Для освоения дошкольниками содержания программы образовательного курса «Алтаргана» организуются такие виды активности детей на занятии, как двигательная (перемещение в различных зонах помещения для занятий, выполнение команд и поручений, ответы с помощью условных жестов и игровых предметов, игры с предметами и соревнования), игровая (предметная, с игрушками, сюжетная, ролевая, режиссерская, с правилами), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (экспериментирование с объектами и материалами окружающего мира), художественная (восприятие детской бурятской литературы, художественных иллюстраций, мультипликаций и фольклора), элементарная трудовая (подготовка к самообслуживанию, выполнению посильных бытовых обязанностей, взаимодействие и взаимопомощь), конструирующая (изготовление поделок из природного и иного материала, деталей конструктора, бумаги), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (музыкальное сопровождение занятия, пение), физическая (движение под музыку и ритм, элементы оздоровительных упражнений, физкультурные паузы).
К условиям реализации программы образовательного курса «Алтаргана» для дошкольников относится организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на занятиях.
В образовательном пространстве ребенка (помещении для занятий) выделяются такие зоны активности детей, как:
- игровая;
- познавательная;
- проектная.
В игровой зоне, имеющей свободное пространство с мягким покрытием пола, организуются различные виды игровой активности, в том числе с предметами, элементами соревнований и игры по правилам.
В познавательной зоне, объединяющей всех детей для общей групповой познавательной активности, дошкольники вместе слушают объяснения учителя (педагога, воспитателя), отвечают на вопросы, воспринимают на слух и зрительно литературный, фольклорный, поэтический и изобразительный материалы.
В проектной зоне, объединяющей детей в малые подгруппы, воспитанники участвуют в проектной активности с характерными для нее заданиями наклеивания, раскрашивания, рисования, комбинирования, конструирования, творчества (например рисование на песке), выполняют тренировочные учебные и занимательные задания различного типа.
Во всех видах детской активности обеспечивается эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением, а также свободное самовыражение детей, их запросов, потребностей и специальных нужд.
При организации образовательного пространства для реализации программы дошкольного образовательного курса «Алтаргана» создается возможность присутствия на занятиях родителей и их взаимодействия с детьми. Это позволяет усилить роль семьи в воспитании и развитии личности дошкольника.
Результаты реализации программы «Алтаргана» (обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку).
Требования ФГОС к результатам освоения развивающей программы образовательного курса «Алтаргана» для дошкольников представляют собой не нормативно закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.ФГОС дошкольного образования подчеркивает, что достигаемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для диагностирующих или иных выводов. Они не служат основой объективной оценки соответствия детских достижений установленным требованиям. В процессе реализации программы «Алтаргана» не проводится ни промежуточная, ни итоговая аттестация воспитанников дошкольных образовательных организаций. Главным итогом дошкольного образования следует считать активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- проявление ребенком инициативности и самостоятельностив разных видах деятельности - игре, общении, конструировании, а также способность выбиратьсебе род занятий и участников совместной деятельности, проявление способности к воплощению различных собственных замыслов;