Пятница, 03 сентября 2021 14:31

Рекомендации по применению системы оценки и управления рисками при осуществлении муниципального контроля

Настоящие рекомендации разработаны с учетом положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

1. В чем суть системы управления рисками и для каких целей она нужна?

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты (часть 1 статьи 22 Федерального закона № 248-ФЗ). В общем виде, риск причинения вреда - это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям различной степени тяжести.

Контрольные (надзорные) органы существуют и действуют исключительно ради достижения публично значимых целей, обеспечивая безопасность жизни граждан, общества и государства, и поэтому управление рисками должно быть необходимым элементом всех процессов, составляющих и сопровождающих их деятельность. Кроме того, как правило, органы власти не располагают необходимыми ресурсами для осуществления «сплошной» контрольно-надзорной деятельности. Попытки ее реализовать приводят к неоправданным издержкам подконтрольных субъектов, увеличению бюджетных расходов на покрытие масштабной контрольной деятельности, низкому уровню результативности в части достижения общественно значимых целей контроля.

Так происходит потому, что вместо концентрации на значимых проблемах в подконтрольной сфере, контрольные (надзорные) органы стараются охватить все. Между тем в подавляющем большинстве случае это объективно невозможно сделать качественно, а зачастую и вовсе не нужно ввиду крайне низкой вероятности возникновения события, вследствие которого может быть причинен существенный вред охраняемым законом ценностям.

Управление рисками предполагает сосредоточение усилий органов власти в наиболее чувствительных областях – там, где есть бóльшая вероятность реализации рисков, следствием которых может стать причинение значительного по объему и последствиям вреда охраняемым законом ценностям. Это позволяет одновременно обеспечить необходимую защиту охраняемым законом ценностям, снизить административную нагрузку на контролируемых лиц, деятельность которых не связана с серьезным риском для публично значимых благ, а также повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых органам власти. Такой подход к организации и осуществлению деятельности называется риск-ориентированным.

2. Какие существенные элементы системы управления рисками предусмотрены в Федеральном законе № 248-ФЗ?

Ключевыми понятиями (элементами) системы управления рисками, которые предусмотрены главой 5 Федерального закона № 248-ФЗ являются:

 критерии риска;

 категории риска;

 порядок отнесения объектов контроля к категории риска;

 индикатор риска.

Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска: 1) чрезвычайно высокий риск; 2) высокий риск; 3) значительный риск; 4) средний риск; 5) умеренный риск; 6) низкий риск.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска. В целях отнесения объектов контроля к установленным категориям утверждаются критерии риска. Требования к критериям риска определены статьей 23 Федерального закона № 248-ФЗ. Количество категорий риска и критерии риска формируются по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) и основываются на необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа таким образом, чтобы общее количество профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска причинения вреда (ущерба) соответствовало имеющимся ресурсам контрольного (надзорного) органа.

3. Как осуществляется отнесение объектов муниципального контроля к категориям риска?

Отнесение объектов муниципального контроля к определенной категории должно основываться на информации, которая характеризует данный объект контроля. При этом, контрольным (надзорным) органом могут использоваться сведения, полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе:

 в ходе проведения профилактических мероприятий;

 контрольных (надзорных) мероприятий;

 от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

 из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;

 из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций;

 из сообщений средств массовой информации;

 сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.

Контрольный (надзорный) орган обязан обеспечить сбор, обработку, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска. В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

4. Как категория риска влияет на осуществление муниципального контроля?

Категории риска, к которой отнесен объект, положением о виде муниципального контроля устанавливается вид контрольного (надзорного) мероприятия и периодичность проведения планового контроля. Пределы такой периодичности установлены статьей 25 Федерального закона № 248-ФЗ. При этом, положением о виде контроля также должны быть установлены виды контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в каждой категории риска. Таким образом, критерии и категории риска влияют, преимущественно, на проведение планового контроля.

5. В чем суть индикаторов риска и как их утверждать?

Индикаторы риска устанавливаются в целях оценки риска при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Индикаторы риска утверждаются представительным органом муниципального образования (можно в составе положения или отдельным правовым актом). Индикаторы применяются при назначении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Если индикаторы риска не утверждены, то назначение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия можно осуществлять при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 1 ч. 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ).

6. Обязательная ли система управления рисками в муниципальном контроле и какие последствия при отказе от нее?

Частью 7 статьи 22 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае отказа от применения системы управления рисками:

 плановые контрольные (надзорные) мероприятия в этом виде контроля не проводятся;

 все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры

В случае отказа от системы управления рисками в виде муниципального контроля, категории и критерии риска, индикаторы риска не утверждаются (за исключением утверждения индикаторов риска в муниципальном жилищном контроле, так как статьей 20 Жилищного кодекса РФ прямо предусмотрено применение индикаторов риска вне зависимости от применения системы управления рисками) 

 

 

  •   Рекомендации     
  •   Чек-лист по подготовке положения о виде муниципального контроля     
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии