Воскресенье, 26 января 2014 19:04

Онлайн курсы, взгляд преподавателя

Автор 


В данном обзоре речь пойдёт об зарубежных Learning Management Systems (LMS) для частных лиц. Модельные ситуации такие:

  • Преподаватель кружка для школьников средних классов по математике во Дворце Пионеров имеет несколько групп. Хочет организовать свой материал и как-то мотивировать детей что-то делать дома за компьютером.
  • Преподаватель ВУЗа вместе со своими студентами хочет сделать человеческий электронный конспект своих лекций. С нумерацией рисунков, оглавлением, формулами и подобными LaTex'овскими прибаутками.
  • (мой случай) Физически нахожусь вне России, имею какой-то преподавательский материал собственной разработки, вложил силы в его оформление и хочу сделать его доступным. Взамен лишь хочу потешить свое тщеславие количеством «лайков» :). Как это сделать — не имею понятия. Примерный урок я недавно опубликовал на Хабре Вычисляем какой сейчас год от Большого Взрыва на Питоне, а следующий урок будет завтра. За сутки его увидело на порядок больше людей, чем я мог бы надеяться, разместив его в каком-либо в другом месте. Но всё же Хабр не идеальное место для подобного материала.


Итак, пожелания (в случайном порядке):

  • Посещаемость сайта целевой аудиторией,
  • доступно (без особых проверок на наличие хобота),
  • бесплатно (либо очень дёшево),
  • гибкие возможности вёрстки (встраивание видео и визуализаций, например, из GeoGebra, нумерация формул, картинок и тп),
  • русифицированный интерфейс.


Далее кратко по тем вариантам, что я рассматривал и опробовал.

Haiku & MyHaikuClass (мой выбор)


image
www.haikulearning.com/
www.myhaikuclass.com/

Первое — это движок для школы. В среднем 5-10$ в год за ученика (что весьма неплохо). Все стандартные функции присутствуют и в хорошем исполнении. Нас скорее интересует в данной статье их подпроект, ориентированный на отдельного преподавателя (MyHaikuClass).

Позволяет создать страничку курса без каких-либо проверок. Есть всевозможные плюшки, включая вики с правами доступа, выставление оценок, даже интеграция с Google Drive. Бесплатно даёт создать 5 классов и 2GB места под файлы. Цены на большие аккаунты очень умеренные! Наверно, это наилучший вариант для небольшого кружка с несколькими преподавателями, которые хотят организовать свой материал. Поддержка формул есть, но довольно примитивная.

Из минусов, пожалуй, лишь отсутствие объединённого каталога всех курсов и русской версии интерфейса. И, конечно, отсутствие целевой аудитории.

Canvas & Canvas.net


image
www.instructure.com/
www.canvas.net/

Аналогично предыдущему. Первое — движок для школы, второе — что-то в духе хостинга для курсов.

Canvas.net очень близок по идеологии к тому, что хотелось бы увидеть. Кто угодно может зарегистрироваться с минимальной проверкой по телефону (подразумевается аффиляция с каким-нибудь американским учебным учреждением). После, создать курс и сделать его открытым. На данный момент на сайте пара десятков классов. Среди них нет ничего близкого к программированию/математике/физике. То есть, как следствие, отсутствие нормальной работы с формулами. Естественно, проект англоязычный. Все эти маленькие минусы складываются и получается, что Haiku выигрывает.

Google Drive


image
На самом деле, никто не мешает хорошо организовать свой Google Drive и хранить курсы там. Вести общение с учениками по Google Hangouts, иметь общие документы, ученики могут расшаривать своё ДЗ с преподавателем, тот вносить исправления.

Вариант классический и широко используемый. Проблемы с формулами и распределением прав. Последнее мог бы решить следующий движок.

OpenClass


image
www.openclass.com/home
Надстройка LMS над Google Drive с возможностью распределения прав доступа, выставлением оценок и тд. Всё очень мило. Одно «но», требуется Google Apps, который стал платным. Чтобы заполучить его бесплатно, надо стать некоммерческой организацией в США (501©(3)), чего делать не хочется из-за обилия бюрократии. Платный вариант не устраивает, ибо цена за ученика в год будет неадекватно высокой. В остальном отличная идея и хорошая реализация (правда на момент моего тестирования шалила поддержка кирилицы, но это наживное, движок быстро развивается). Но это скорее решение не для индивидуального преподавателя, а для школы.

Corsera, edX и др.


image
Эти и подобные сайты вообще не рассматриваются. На них не пробиться, если ты не аффилирован с большим университетом, и тот тебе не дал денег на создание публичного качественного курса. Радует только то, что российские ВУЗы постепенно подключаются к Corser'е. Но, например, школьному преподавателю с его аудиторией там никогда не оказаться.

Кстати, Edx даже open source (https://github.com/edX), но использовать их код, боюсь, было бы слишком опрометчиво.

Различные Wiki


Первое что приходит на ум, когда появляется желание оформить материал, — это использование какого-нибудь Wiki движка. Их много, полно бесплатных сервисов. Несложно и самому поставить. Проблема в том, что увидят это только те, у кого есть ссылка. К тому же никакого инструмента нормального взаимодействия с учеником. В остальном идеальный вариант, ибо плагинами можно добиться любой вёрстки.

Онлайн LaTex редакторы


imageПо сути близко к Wiki. Инструмент скорее полезный для написания научных статей. Их много разных. Мой выбор: Authorea. Отлично подойдёт для ВУЗовского уровня, абсолютно не годится для школьников.

Социальные сети


Тут всё довольно очевидно. Из технических минусов: отсутствие вёрстки и нормального менеджмента документов, гибких прав доступа. Из более абстрактных — отсутствие атмосферы обучения.

Рунет


Всё вышеупомянутое — зарубежные ресурсы. Что есть в Рунете? Полно отдельно стоящих независимых сайтов, предлагающих свои курсы. У каждого свой движок и подход. Чтобы показать разнообразие (без попытки перечислить всё) приведу примеры:
(если я забыл что-то важное — пишите в личку, добавлю)

  • Есть курсы от Яндекса, HTML Academy, видеолекции МФТИ, просто сайты с подборками лекций ( interneturok.ru, univertv.ru/ )
  • Во-вторых, несчётное количество сайтов по подготовке к ЕГЭ. Почти все продают контент. Кто-то специализируется на цельных классах (с образовательной программой, ДЗ, видеолекциями):
    100ege.ru/, eftsh.ru/ и др.
    Кто-то скорее предоставляет возможности онлайн репетиторов:
    www.tutoronline.ru/, gotovkege.ru/, college.ru/ и др.
  • В-третьих, есть Дневник.ру. Позиционируется как школьная соц. сеть, но взглянуть внутрь можно только через посты на хабре, ибо просто так не зарегистрироваться.
  • [добавлено после публикации] Мне прислали несколько ссылок, о которых был не в курсе и которые я ещё сам не успел оценить, описание добавлю позже: intuit.ru, universarium.org, hexlet.org
    С первого взгляда они прямо в точку моей негодующей статьи, и отсутствие их упоминания — мой большой недочёт. Так что посыпаю голову пеплом.


Для меня примечательно, что ни один из вышеперечисленных сайтов не использует готовые решения. Как пример (из своего опыта) могу привести www.digitalchalk.com/. И замечательный Open Source проект bigbluebutton.com/ для записи/трансляции видео лекций/конференций.

Зов разработчикам

Итого, в Рунете полно сайтов посвящённых обучению. Но ни один из них мне не даёт возможности разместить свой курс. Кроме того, большинство из них посвящены своей узкой отдельной теме, будь то ЕГЭ или тренинг по Excel. К сожалению, духа Courser'ы, где ты просматриваешь каталог различных предметов и что-то слушаешь из искреннего любопытства и исключительно ради знаний, а потом обсуждаешь с заинтересованными людьми, тут нет. По-моему, этого как раз и не хватает. Западные ресурсы, которым посвящена большая часть обзора, могут дать практически всё, кроме аудитории.

http://habrahabr.ru/post/208002/

Авторизуйтесь, чтобы комментировать