Четверг, 12 марта 2015 03:06

Два плюса онлайн-обучения: классическое и MOOC

Автор 


Классическое онлайн-обучение длится долго, 4 или 5 лет, мы получаем стандартный диплом, программа формируется вузом, курсы продолжительны по времени. В MOOC все по-другому: короткие курсы, индивидуальная траектория обучения. В классическом онлайн-обучении мы платим довольно приличные деньги — так же, как в обычном, не дистанционном образовании. Например, в Московском технологическом институте (бывший МИСиС) приличная IT-специальность стоит 190 тыс. рублей в год. То же самое, по идее, можно изучить и бесплатно. Вопрос: насколько одно будет соответствовать другому? Это очень важно. Между этими двумя крайними полюсами есть множество промежуточных форм обучения.



image

Это картинка того, как много компаний участвует в дележе этого пирога. Тут есть много знакомых имен — Microsoft, EMC, HP и так далее, — а много и совершенно незнакомых. Это все рынок образовательных технологий, EdTech. Это не только мооки, изрядную часть их составляют онлайн-курсы.

История мооков начинается в первой половине 2000-х годов. Одним из первых это дело поставил на поток Массачусетский технологический институт, начав выкладывать в онлайн свои курсы. У них есть программа OpenCourseWare — она появилась в 2002 году, существует до сих пор и многими почитается как очень солидный пример. Про академию Khan все знают, вероятно (в основном она нацелена на школьников, у них самая большая аудитория). Ее плюс в том, что она хорошо раскрывает концепцию онлайн-обучения. Правда, это не совсем моок, но идеологически близкая вещь. В 2008 году появился сам термин MOOC, его предложили два канадских исследователя, проводивших собственные эксперименты. В то время это была чисто академическая тема, о ней знали немногие. А на рубеже 2011-2012 годов случился хайп, когда сразу начали появляться многочисленные проекты в формате MOOC. Все пошло, как считается, из Стэнфордского университета, где задумали курс по искусственному интеллекту, и на него записалось около 160 тыс. человек. И после этого мооки стали быстро развиваться. Coursera, EdX, Udacity — это так называемая большая тройка, они как раз появились в то самое время. Чуть позже пошла вторая волна тех, кто посмотрел на эту большую тройку и понял, что здесь, наверное, есть будущее. В частности, в Европе есть несколько проектов: немецкий Iversity, британский FutureLearn, у нас Универсариум. Они все появились на рубеже 2013-2014 годов.

image

Это попытка визуализировать распределение крупнейших ресурсов с поправкой на русский язык. Потому что вряд ли Лекториум заметен на мировом рынке, но для нас он важен. И по размеру шрифта можно понять весомость участников рынка. Самые большие — это Khan Academy, EdX, Coursera, все остальное поменьше.

На что стоит обратить внимание, когда выбираете для себя онлайн-курсы. Первое и самое важное — качество преподавателей. Как правило, в онлайн все-таки попадает больше хороших, просто потому, что это трудоемкий процесс, и на всякую фигню мало у кого есть время и деньги. Тем не менее, существует достаточно много посредственных курсов, особенно платных, на них просто пытаются сделать бизнес. Качество курса (техническое исполнение) — это банально качество видео и звука. Это тоже очень важно, потому что если лекция гениального преподавателя снята в паршивом качестве и низком разрешении, да еще звук прерывается — хорошего будет мало. Степень участия преподавателя — очень важный критерий. Потому что мооками могут называть такую штуку, когда вы просто смотрите видео, а потом отвечаете на тестики: «Выберите из трех вариантов 10 ответов». Но это профанация, просто набор лекций. А бывает такая ситуация, когда преподаватель днюет и ночует на форумах, всем объясняет, проверяет задания. Это совсем другой подход. У хороших преподавателей масса других занятий, и часто они не могут уделять все свое время подобным вещам. Уровень сложности: все-таки большинство MOOC представляют собой вводные курсы, достаточно поверхностные. Прежде всего потому, что MOOC используются вузами в качестве собственной рекламы. А здесь, естественно, разумнее выложить вводный курс, зацепить человека, а дальше он сам придет и деньги в вуз принесет. Может, ситуация со временем изменится. Цена обучения: как правило, используется модель freemium, где основная функциональность дается бесплатно, а дальше вы, в зависимости от ваших потребностей, добираете нужные предметы за какие-то деньги. Обычно суммы все-таки небольшие, если говорить о классических MOOC, и платите вы за что-то необязательное — например, за диплом. Он выдается в цифровом виде и большинству работодателей пока ни о чем не говорит.

По времени проведения занятий существует две модели:

  • по расписанию: курс начинается в какой-то определённый момент и продолжается сколько-то времени, допустим, три месяца;
  • вы можете начать обучаться в любой момент, курс не привязан по времени (self-paced model).


У каждой модели есть свои недостатки. Большой недостаток первого варианта в том, что его приходится полгода ждать. Нашли вы интересный курс, а он в мае 2015 года начинается. До этого времени вы много чем успеете позаниматься, может, и курс к тому времени устареет. С другой стороны, на курсах по расписанию обучается достаточно много людей. Если активно учатся хотя бы несколько тысяч человек, то там будет приличный форум, обмен мнениями, это интересно. А в курсе, который всегда доступен, может быть один-два калеки: один из Занзибара, второй — вы. Это будет не круто.

В основном MOOC проводят на английском языке. Где-то бывают субтитры, изредка даже на русском. Например, Coursera сейчас переводят с помощью компании ABBYY на русский язык с субтитрами. Технологии реализации тоже важны. Например, некоторые сайты используют Flash, так что с мобильными устройствами может быть проблема. Мобильные приложения есть далеко не у всех крупных сервисов, хотя они более-менее подтягиваются.

Как устроен типичный MOOC на примере Coursera


Есть некое описание курса, где рассказано, какие вам понадобятся знания для успешного обучения. Кто преподает, сколько недель учимся, примерное количество часов в неделю. Если начинаете учиться, то лучше сразу выделить окошко в своем расписании, иначе в какой-то момент вы обнаружите, что отстали от всех, и проще уже забить, чем продолжать учиться. Из чего состоит курс? Видеолекции, отсортированные по разделам, продолжительностью по 10-20 минут. Считается, что это то клиповое время, в течение которого средний подросток может сохранять внимание. Помимо этого, предлагаются дополнительные материалы: тексты, рекомендованные книги, другие ресурсы. Проверка заданий: либо автоматизированные тесты, либо взаимная оценка студентами работ друг друга. Вы получили работу одного человека, он получает в ответ еще чью-то. Видя чужие ошибки, вы, таким образом, сами учитесь, в этом есть сермяжная правда, но, с другой стороны, если ваша работа попала к какому-нибудь халтурщику, то ничего хорошего из этого не выйдет. Палка о двух концах. Как правило, есть форум, где автор курса побуждает студентов общаться на какую-то тему. Это интересная вещь.

И довольно острый вопрос о доступности контента по окончании курса, если это курс по расписанию. Зачастую после окончания занятия материалы становятся недоступны. Тому есть много причин. Первая — копирайт. Эти проблемы не решены до конца, ведь многие поставщики курсов делают деньги на одном и том же материале, и если он будет всегда доступен, то это вроде как может помешать их бизнесу. С другой стороны, если материалы всегда будут в онлайне, то люди будут постоянно дергать преподавателя. У него тоже есть свои дела, он не готов постоянно этим заниматься, тем более бесплатно.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать